Мониторинг профессиональных дефицитов и затруднений педагогов
Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме: диагностика, результат, корректировка, прогнозирование.
Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.
Мониторинговый контент
Критерии: компетентности и компетенции |
Показатели |
Диагностические средства, методы и формы |
Периодичность проведения |
|||||
Профессиональная компетентность |
||||||||
Профессионально-значимые личностные качества педагога |
Общая культура педагога |
Анкетирование |
1 раз в год |
|||||
Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки. |
Анкетирование |
По мере необходимости |
||||||
Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к студенту, его проблемам) |
Наблюдение, анкетирование, тестирование |
По мере необходимости |
||||||
Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения) |
Наблюдение, анкетирование, тестирование |
По мере необходимости |
||||||
Умение продемонстрировать свои достижения |
Мастер-класс, самопрезентаиия, выступления, участие в конкурсах профессионально го мастерства |
В течение года |
||||||
Умение реализовать личностноориентированный подход к обучению |
Анкетирование |
1 раз в год |
||||||
Мотивация профессиональной деятельности |
Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам) |
Анкетирование, тестирование
|
В течение года
|
|||||
Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся |
||||||||
Постановка целей и задач педагогической деятельности |
Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся |
Экспертная оценка учебного занятия Анкетирование, анализ результатов анкетирования |
В течение года |
|||||
Умение планировать воспитательную работу |
||||||||
Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии |
Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность |
|||||||
Умение организовать научно-исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся |
Анализ документации |
1 раз в год |
||||||
Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения |
Экспертная оценка учебного занятия |
В течение года |
||||||
Умение организовать проектную деятельность обучающихся |
||||||||
Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу |
||||||||
Умение реализовать метапредметные знания |
||||||||
Организация учебной деятельности |
Умение сформировать интеллектуальные операции |
|||||||
Осуществление оценочно- ценностной рефлексии |
Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке |
Экспертная оценка учебного занятия |
В течение года |
|||||
Умение оценить результаты своей деятельности |
В ходе самоанализа урока |
В течение года |
||||||
Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств |
Анкетирование, анализ результатов анкетирования |
В течение года |
||||||
Цифровая компетентность |
||||||||
Квалифицированная работа с различными информационным и ресурсами, профессиональны ми инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач |
Умение работать с информационными источниками |
Экспертная оценка деятельности педагога |
В течение года |
|||||
Умение работать с научной, методической и учебной литературой |
||||||||
Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста |
||||||||
Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий. |
||||||||
Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ |
Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога |
|||||||
Использование компьютерных и мультимедийных технологий |
Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия |
Анкетирование |
В течение года |
|||||
Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности |
Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии) |
Анализ документации, экспертная оценка |
В течение года |
|||||
Коммуникативная компетентность |
||||||||
Выработка стратегии, тактики и техники |
Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного ученика |
Данные психолог педагогической службы, |
1 раз в год |
|
||||
|
|
|
|
|
||||
взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей |
Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.) |
семинары, круглые столы, анализ документации |
|
|
||||
Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях |
1 раз в год |
|
||||||
Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся |
Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога |
1 раз в год |
|
|||||
Правовая компетентность |
|
|||||||
Эффективное использование в профессионально й деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональны х задач |
Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных пpoгpaмм, соответствующие Концепции развития дополнительного образования детей |
Тестирование по методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов |
1 раз в год |
|
||||
Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса |
Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа) |
В течение года |
|
|||||
Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи. |
1 раз в год |
|
||||||