Отрасли ФП «Профессионалитет»
В 2022 году было определено восемь пилотных отраслей: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение, промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтическая отрасль.
В 2023 году в проект «Профессионалитет» войдут еще четыре организации среднего профобразования.
Обучение на площадках будет организовано в формате сетевого взаимодействия на базе:
- Миасского машиностроительного колледжа,
- Челябинского радиотехнического колледжа,
- Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А.В. Яковлева
- Южно-Уральского государственного технического колледжа.
Отрасль «Металлургия» поддержит ПАО «ЧТПЗ», «Машиностроение» — Автозавод «Урал».
ГБПОУ Миасский машиностроительный колледж вошел в отрасль «Машиностроение».
В ФП «Профессионалитет» в отрасли Машиностроение в 2022 г. создано 17 кластеров, в которых принимают участие 61 образовательная организация и 31 основной работодатель.
Образовательные программы в рамках ФП «Профессионалитет» реализуются в соответствии с 35 ФГОС СПО, из которых 15 по профессиям и 20 по специальностям.
Специфика реализации НОТ «Профессионалитет» для отрасли «Машиностроение»
- Структура подготовки кадров для отрасли «Машиностроение»
Масштабную программу индустриализации России готовит Минпромторг. Цель министерства – нарастить до 75% долю отечественных компонентов в продукции 10 ключевых отраслей производства. Это следует из Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 20202 г. № 1512-р. На реализацию Стратегии только до 2024 года потребуется 3 трлн рублей. Так, компании должны будут выпустить линейку беспилотников и электромобилей, ежегодно регистрировать не менее 150 отечественных медизделий, увеличить долю российских производителей самолетов и вертолетов на мировом рынке. Однако в Минпромторге России признают, что существенно расширить сбыт в условиях пандемии коронавируса, глобального спада потребления и санкций будет крайне сложно. Особенная задача стоит перед образованием – необходимо в сжатые сроки подготовить современные кадры для новых производств. Для достижения этой цели в федеральный проект «Профессионалитет» включен большой перечень программ, направленных на подготовку кадров для машиностроительной отрасли, учитывающей многообразие развивающихся производств.
- В ФП «Профессионалитет» в 2022 г. создано 17 кластеров, в которых принимают участие 61 образовательная организация и 31 основной работодатель.
- Образовательные программы в рамках ФП «Профессионалитет» реализуются в соответствии с 35 ФГОС СПО, из которых 15 по профессиям и 20 по специальностям.
- ФГОС СПО, вошедшие в ФП «Профессионалитет», охватывают 6 УГПС (09.00.00, 11.00.00, 13.00.00, 15.00.00, 18.00.00., 22.00.00, 24.00.00, 25.00.00, 26.00.00, 27.00.00, 38.00.00).
- Особенностью ряда профессий и специальностей СПО, в частности по УГПС 26.00.00, 22.00.00.00, 18.00.00, 24.00.00 является ограничение при приеме на работу и выпуску на практику лиц не достигших 18 лет.
В 2022 году планируется подготовка кадров по следующим программам:
09.02.07 Информационные системы и программирование;
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов;
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением;
15.01.35 Мастер слесарных работ;
15.02.16 Технология машиностроения;
22.02.06 Сварочное производство;
27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям);
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Спектр программ профессионального обучения для машиностроения
Наименование ПООП-П |
Наименование профессии рабочего (должности служащего), установленных ФГОС СПО |
09.02.07 Информационные системы и программирование |
Программы профессионального обучения, рекомендуемые ФГОС отсутствуют |
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов |
Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов |
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов Электрослесарь строительный Слесарь-электромонтажник Электромеханик по лифтам Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) |
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом Сварщик частично механизированной сварки плавлением Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе Газосварщик Сварщик ручной сварки полимерных материалов Сварщик термитной сварки |
15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением |
Токарь Токарь-карусельщик Токарь-расточник Токарь-револьверщик |
15.01.35 Мастер слесарных работ |
Слесарь-инструментальщик Слесарь механосборочных работ Слесарь-ремонтник |
15.02.16 Технология машиностроения |
Образовательная организация определяет самостоятельно |
Образовательные программы «Профессионалитета» обеспечивают потребность в специалистах по наиболее востребованному направлению подготовки, реализуя таким образом одно/несколько направлений деятельности и развития базовой организации – партнера кластера. Через подготовку кадров по вышеперечисленным программам подготовки частично реализуются задачи корпорации.
Политика деятельности работодателей – партнеров участников кластера указана в следующих стратегических документах:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. № 1933 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2017 г. № 1756-р «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. №1931-р «Об утверждении Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. №3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития Российской Федерации);
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
- Реализация образовательных программ «Профессионалитета» по подготовке кадров для отрасли «Машиностроение» должна соответствовать основным приоритетам базовых организаций партнера кластера, изложенным в вышеперечисленных документах.