Menu
RSS
A+ A A-

Трудоустройство инвалидов и лц с ОВЗ

В колледже на постоянной основе действует Центр содействия трудоустройству выпускников. Одним из направлений работы является содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже, которое реализуется проведением системной, комплексной профориентационной работой с обучающимися и будущими абитуриентами; формированием базы данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ; формированием базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.

В штатном расписании колледжа имеются ставки психолога и социальных педагогов, обеспечивающих профессиональную ориентацию и содействие в поиске работы выпускникам, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ.

Основными направлениями работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству являются:

- профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация;

-  системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству;

-  организация и проведение психологического и профессионального тестирования;

-  проведение тренингов, деловых профориентационных игр, ярмарок рабочих мест, справочно-информационных бесед, профессиональных экскурсий, конкурсов.

Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, о профессии, специальности, направлении подготовки, по которой студент обучается, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе.

Содействие трудоустройству осуществляется через совместную деятельность классных руководителей групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, руководителя по практической подготовке и заместителя директора по УПР, ответственного за профориентационное содействие трудоустройству, волонтеров и начальника отдела профориентационной работе.

Одной из основных проблем трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ является их низкая степень социализации. Проведение постоянной разъяснительной работы, вовлечение в социально-культурную жизнь образовательной организации позволяет снять многие психологические барьеры и повысить уровень социализации. При проведении мероприятий, связанных с трудоустройством, организуются встречи с работодателями, а также выпускниками образовательной организации, относящимися к категории инвалидов, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни. Проводятся ярмарки вакансий, различные тренинги, направленные на повышение мотивации к труду, экскурсий на предприятия, вовлечение в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства.

Работа с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры является важным этапом в процессе трудоустройства. Основными методами профессиональной психодиагностики, которыми пользуется психолог, являются:

- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

- открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

- опросники профессиональной мотивации (для инвалидов и лиц с ОВЗ, выбирающих массовые профессии, то есть пригодные для большинства);

- опросники профессиональных способностей (используются применительно к профессиям с особыми условиями труда: при работе с объемными опросниками для удобства проведения и обработки желательно отдавать предпочтение их компьютерным версиям, а также использовать возможности группового тестирования);

- личностные опросники (раскрывают поступки человека в ответственные моменты жизни, диагностируют способности осмыслять свою жизнь, самооценки, структуры ценностей и т.п., способствуют самопознанию лица с инвалидностью и ОВЗ самоопределению на основе более глубоких знаний о себе);

Важным аспектом содействия трудоустройству являются методы морально- - эмоциональной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ:

- группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем);

- тренинги общения (позволяют инвалидам и лицам с ОВЗ освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу и различных деловых контактах);

- методы индивидуальной и групповой психотерапии (позволяют лицу с инвалидностью и ОВЗ лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением);

- различные положительные примеры самоопределения (повышают уверенность лица с инвалидностью и ОВЗ в принципиальной возможности разрешения своих проблем);

- конкурсы профессионального мастерства, повышающие престиж конкретных профессий.

С целью формирования предпринимательских компетенций, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планирования в колледже для выпускников проводится обучение в рамках профессионального модуля «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу». Задачей такого обучения является привитие навыков самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации в коллективе.

При организации и проведению производственной практики как первого этапа будущего трудоустройства обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, в колледже проводится дополнительная работа с профильными организациями, которые рассматриваются как места прохождения практики. Обязательно в ходе переговоров с руководством предприятий выясняется готовность принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ, учитывается наличия на предприятии специальных условий труда с учетом нозологической группы и группы инвалидности обучающегося, а также проводятся предварительные беседы с коллективом работников. При прохождении производственной практики организовано сопровождение обучающегося на предприятии руководителем практики от колледжа и (или) из числа работников предприятия.

Организация работы с потенциальными работодателями позволяет создать базу данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, специализированных предприятий инвалидов, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство указанной категории. В базе данных аккумулируется информация по количеству вакансий для соответствующих нозологических групп, созданных специальных условиях труда по видам деятельности. В колледже на регулярной основе проводятся встречи со студентами, при проведении таких мероприятий представители предприятий проводят собеседования и индивидуальные консультации с претендентами на рабочее место, ведут разъяснительную работу, информируют о созданных для лиц с инвалидностью и ОВЗ специальных условиях труда.

Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (Всероссийским обществом инвалидов. Всероссийским обществом глухих, Всероссийским обществом слепых) и их отделениями в субъектах Российской Федерации позволяет колледжу расширить возможности трудоустройства выпускников-инвалидов, поскольку такие общественные организации имеют как собственную производственную базу, так и информацию о вакансиях в субъекте Российской Федерации.

Важным аспектом деятельности Центра содействия трудоустройству, является организация сопровождения выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте. Для этого за каждым лицом с инвалидностью и ОВЗ при трудоустройстве и во время адаптационного периода на рабочем месте закрепляется специалиста из колледжа.

Адреса «Миасского машиностроительного колледжа»:

1.  пр. Октября, д.1, д.4
2.  Предзаводская площадь, д.1
3.  ул. Гвардейская, 1а